- Подробности
- Обновлено 31.07.2023 09:59
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Наличие специально оборудованных кабинетов в МБОУ СОШ№8 г. Сафоново
Положение об инклюзивном образовании (смотреть)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (смотреть)
Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.
Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.
Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.
Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.
Программа направлена на решение определённых задач.
Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
-
психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
-
стимулирование и поддержка;
-
разработка и внедрение;
-
развитие профессиональной компетенции учителей.
Вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ложится на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...
В рамках программы «Доступная среда» в школе должны быть созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, оборудован и укомплектован кабинет логопеда.
Изюминка инклюзивного образования в том, что
-
все дети разные;
-
все дети могут учиться;
-
есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
-
адаптация системы к потребностям ребёнка.
Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.
Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
-признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Инклюзия происходит в классе, на вашем уроке. Она творится педагогическим мастерством учителя. Для тех, кто хочет работать в инклюзивном образовании, приведем несколько важных рекомендаций.
1. Осознайте идею инклюзии, поймите ее значение и ценность в развитии общества. Станьте приверженцем этой идеи!
2.Сформируйте психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолейте свои страхи и неуверенность. Получите свой личный опыт работы с «особым » учеником! Верьте в себя и в него!
3. Творчески отнеситесь к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробуйте видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.
4. Помните, что ваша задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверяйте ученику, организуйте парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постарайтесь контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.
5. Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать вам в адаптации методов обучения.
6.Старайтесь создать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.
7.Отнеситесь творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать вам в создании условий для разных видов деятельности учеников.
8. Помните, что у вас есть помощники – это родители. Удерживайте профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе вы решите самые сложные задачи. Помните, что они тоже отвечают за своих детей.
9. Не бойтесь спрашивать и советоваться с коллегами. Будьте открыты в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.
10 Учитесь.