На сайте ведуться технические работы. Некоторые функции могут быть недоступны. Спасибо за понимание.
Итоговое сочинение (изложение)
2020-2021 уч. год
Приказ по итоговому сочинению (смотреть)
Приказом установлен основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 5 апреля 2021 года, а также в дополнительные сроки – 21 апреля и 5 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Информация о проведении итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году (смотреть)
Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения (смотреть)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-21 уч. году (смотреть)
2019-2020 уч. год
Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года. Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги;
- Надежда и отчаяние;
- Добро и зло;
- Гордость и смирение;
- Он и она.
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 уч.года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2019/20 уч.год
2017/18 уч. год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
-
«Верность и измена»
-
«Равнодушие и отзывчивость»
-
«Цели и средства»
-
«Смелость и трусость»
-
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения)
- Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017г. № 10-718 (файл);
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (файл);
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) (файл);
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) (файл);
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (файл);
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) (файл);
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (файл);
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) (файл);
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (файл);
- Перечень основных изменений(дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения)в 2017/18 учебном году (файл).
2016/17 уч. года
- Письмо Рособрнадзора от 17.10.16 10-764_ о новой редакции МР по сочинению (изложению) 16-17 (файл);
- Приказ от 27.10.2016 "О Порядке проведения сочинения (изложения) в Смоленской области в 2016-2017 году" (файл);
- Справка об основных изменениях в МР по сочинению на 2016-17 учебный год (файл);
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для ОИВ (файл);
- Рекомендации по техническому обеспечению сочинения (изложения) (файл);
- Сборник отчетных форм для проведения сочинения (изложения) (файл);
- Сборник отчетных форм для сочинения (изложения) (файл);
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (файл);
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) (файл);
- МР по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для ОО (файл);
- МР по подготовке к ит. соч. (излож.) для участников ит. соч. (излож.) (файл);
- МР для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (файл).
- ПРИКАЗ порядок и сроки регистрации на сдачу ЕГЭ (файл), образец бланка регистрации (файл).
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О закреплении муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области за территориями Сафоновского района Смоленской области" (файл)
2015/16 уч. год(тематические направления, общая информация)
- Приказ МОН РФ от 16.01.2015 № 9 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400"(файл)
- Приказ МОН РФ от 8 апреля 2014 г. № 291 "О внесении изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400"(файл)