Кабинет психолога


 Девять правил воздействия на ребенка
без применения телесного наказания

Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие для решения своих проблем, но многие родители, низко оценивая подобные методы воспитании, все же их используют, не зная, каковы альтернативные способы урегулирования ситуации. Доказано, что телесные наказания со стороны родителей являются причиной заниженной самооценки и депрессии не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Так как же вести себя с непослушным ребенком?

1. Сохраняйте спокойствие

Если Ваши нервы на пределе, не предпринимайте никаких действий и постарайтесь успокоиться. Часто причиной срыва является целый ряд стрессовых факторов. Постарайтесь отстраниться от ситуации и посчитать до десяти. Как только вы обретете самообладание, выход из ситуации станет очевидным.

2. Найдите время на себя

Если Вы посвятите какое-то время, чтению, прогулке, упражнениям или вашему хобби, вы будете вести себя более спокойно и выдержано со своим ребенком.

3. Будьте доброжелательны, но требовательны

Если Ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести с6ебя должным образом или выполнить какое-либо задание, лучше воздержаться от телесных наказаний , привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.

4. Дать ребенку возможность выбора

Если ребенок не слушается, опишите ему, какие меры вы готовы предпринимать в ответ на его непослушание, дайте ему возможность самостоятельно выбрать между непослушанием и возможным наказанием.

5. Пусть ребенок столкнется с последствиями своих действий (или бездействий)

Если ребенок совершил поступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия (или бездействия), а не испытывать страх перед наказанием.

6. Дайте ребенку возможность достичь договоренности с вами

Если Ваш ребенок нарушил договоренность, существующую между вами, следует обсудить с ним его поведение и ваши чувства в связи с этим, и постараться вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово впредь не поступать подобным образом. Предложив ему возможность компенсировать подобный проступок конкретным положительными действиями.

7. Не вступайте в конфликт

Если ребенок пререкается, лучше не продолжать разговор в таком тоне. Спокойно скажите, что будете готовы поговорить с ребенком, как только он будет готов вести себя более уважительно.

8. Заранее предупредите ребенка о своих намерениях

Заранее предупредите ребенка о своем намерении прервать какое-либо его занятие Тогда он сможет довести до конца начатое дело, и спокойно подчинится вашему требованию.

Так Вы избежите вспышек гнева, которые часто являются проявлением бессилия и следствием отсутствия у ребенка своевременной информации.

9. Будьте осторожны, но тверды в своих требованиях

Вместо того, чтобы ударить ребенка, когда он делает что-то, чего делать не должен, настойчиво предложите заняться чем-нибудь другим. Иногда вам потребуется проделать это несколько раз.

Проявление агрессии способствует увеличению уровня насилия в обществе. Телесные наказания детей являются одной из форм агрессии, так как они негативно отражаются на уровне самооценки ребенка, уменьшая его настрой на

конструктивное взаимодействие, вызывая протест. Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию.

Так как же вести себя с непослушным ребенком?

Проявление агрессии способствует увеличению уровня насилия в обществе. Телесные наказания детей являются одной из форм агрессии, так как они негативно отражаются на уровне самооценки ребенка, уменьшая его настрой на конструктивное взаимодействие, вызывая протест. Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию.

Главный метод воспитания – это убеждение

Для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей. Будьте тактичны, убеждая его.

Рассуждайте вместе Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

123

 

 

Последствия физического наказания детей

• Страх перед болью заставляет ребенка подчиниться воле родителей, сделать и пообещать все что угодно, но это лишь иллюзия разрешения конфликта. Ребёнок будет бояться не совершить проступок, а быть наказанным, проще говоря, он будет бояться «попасться».

• Ребенок, на которого подняли руку, начинает воспринимать насилие как способ достижения собственных целей и применять его по отношению к более слабым. В будущем это может привести к агрессивности, проблемам в общении, неумении вести диалог, а следовательно – строить нормальные отношения с людьми и добиваться успеха.

• Боль и унижение, испытываемые ребенком в ходе

наказания, нередко восстанавливают его против

родителей: он озлобляется, вступает с ними в

противоборство, грубит, стремится сделать назло.

К сожалению, подобные конфликты могут

закончиться даже уходом ребенка из дома.

• Постоянный страх перед физической расправой формирует у детей склонность лгать, лицемерить, ни за что не признаваться в своих ошибках, делать что-то исподтишка, в том числе воровать.

• Возможен и другой сценарий: в результате

частых побоев ребенок может «сломаться» и

превратиться в покорную, не уверенную в себе,

пассивную личность, легко подчиняемую чужой

воле.

• По мнению врачей, в результате систематического избиения у детей часто возникает задержка физического, психического и речевого развития, неврозы. Для них характерны повышенная возбудимость, тревога, частые головные боли, простуды, энурез, аллергия

Правила наказания детей

  •  При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят.
  •  Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно.
  •  Наказание детей должно носить временный характер.
  •  При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков».
  •  При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  •  Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
  •  Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок
  • если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
  • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • если растет в терпимости – учится понимать других;
  • растет в честности –учится быть справедливым;
  • если его поддерживают – учится ценить себя;
  • если высмеивают – ребенок замыкается.